Вас приветсвует блог методического объединения учителей естественного цикла!

Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится. Томас Фуллер

Олимпиады 11кл.


 

 ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИОВ 1ЭТАП

Биология
11  класс
Общее время выполнения работы – не более 3,0 часов (180 минут).
Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. На задание 3, 4 постарайтесь дать максимально подробные ответы. Не огорчайтесь, если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все вопросы.

Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его. (КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 40)
1.     Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:
А – центрифугирования;  Б – гибридологического;
В – цитогенетического;  Г – биохимического.
2.      Сходство химического состава, клеточное строение организмов являются доказательством:
А - единства и общности происхождения органического мира;
Б - многообразия растительного и животного мира;
В -  эволюции органического мира;
Г -  постоянства живой природы.
З.      Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них
закодирована информация о:
А - первичной структуре молекул белка;   Б - составе молекулы АТФ;
В - строении триплета;    Г - строении аминокислот.
4.     В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:
А - транспорт белка;     Б - синтез белка; 
В - энергетический обмен;     Г - транскрипция иРНК.
5.      Роль матрицы в синтезе молекул иРНК выполняет:
А - полипептидная нить;  Б - плазматическая мембрана;
В -  мембрана эндоплазматической сети;    Г - одна из цепей молекулы ДНК.
6.      Какие признаки характерны для телофазы митоза?
А -  спирализация хромосом;
Б - выстраивание хромосом в экваториальной плоскости клетки;
В -  деление центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки;
Г -  деспирализация хромосом, образование двух ядер.
7.      Грибы, клетки которых, как и клетки растений и животных, имеют оболочку, ядро,
цитоплазму с органоидами, относят к группе организмов:
А – эукариот;  Б - содержащих нуклеоид;   В – автотрофов;  Г – прокариот.
8.       В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:
А – гаметогенеза;  Б – филогенеза;  В – мейоза;  Г – митоза.
9.     Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?
А -  ААВВ  х  ВbВb;     Б -   АаВb  х   ааbb;    В –   ААВВ  х  ААВВ;    Г –    Вb  х Аа.
10.      У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает
изменчивость:
А – комбинативная;   Б – генотипическая;   В – наследственная;  Г – модификационная.
11.      Чистая линия растений — это потомство:
А - гетерозисных форм;    Б - одной самоопыляющейся особи;
В -  межсортового гибрида;  Г - двух гетерозиготных особей.
12.      Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб:
А – мукор;  Б – трутовик;   В – спорынью;   Г – пеницилл.
13.       Зародыш с запасом питательных веществ  входит в состав:
А – споры;     Б – семени;     В -  почки;   Г -  заростка.
14.       В семейство объединяют растения на основе:
А - строения корневой системы;   Б - жилкования листьев;
В - строения цветка и плода;     Г -  строения стебля:
15.        Печень выполняет в организме человека барьерную функцию, так как в ней:
А -  обезвреживаются ядовитые вещества;  
Б - глюкоза превращается в гликоген;
В - вырабатывается желчь, которая накапливается в желчном пузыре;
Г -  белки могут превращаться в жиры и углеводы.
16.        Наибольшее количество углеводов человек потребляет, используя в пищу:
А - листья салата и укропа;    Б -  растительное и сливочное масло;
В -  хлеб и картофель;    Г - мясо и рыбу.
17.        Рецепторы— это чувствительные образования, которые:
А - передают импульсы в центральную нервную систему;
Б -  передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные;
В -  воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процессе нервного возбуждения;
Г -  воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов.
18.       В сетчатке расположены:
А – хрусталик;   Б – зрачок;   В -  кровеносные сосуды  глаза;  Г -  зрительных  рецепторов.

19.        Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в:
А - наложении шины;     Б - наложении жгута;
В - обработке раны иодом;   Г -  воздействии холодом.
20.        Микроэволюция приводит к изменению:
А – родов;   Б – видов;    В – семейств;   Г -  отрядов.
21.       Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток  ресурсов, приводит к:
А - обострению борьбы за существование;  Б - пищевой специализации;
В - биологическому прогрессу;   Г -  появлению комбинативной изменчивости.
22.       Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции является следствием:
А -  саморегуляции;     Б -  колебания численности популяций;
В -  стабилизирующей формы отбора;     Г -  мутационного процесса.
23.       Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?
А - окраску, расчленяющую тело;
Б - яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма;
В - подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам  другого вида;
Г -  приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами.

24.        Пресмыкающиеся произошли от:
А - кистеперых рыб;  Б – стегоцефалов;  В – ихтиозавров;   Г – археоптериксов.
25.       Социальная природа человека проявляется в:
А -  создании письменности;    Б - формировании пятипалых конечностей;
В - наличии коры больших полушарий;   Г -  образовании условных рефлексов.
26.       Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:
А - высокая температура;  Б -  недостаток влаги;
В -  отсутствие перегноя;    Г -  ультрафиолетовые лучи.
27.       В экосистеме озера к консументам относят:
А - водоросли и цветковые растения;    Б -  бактерий-сапротрофов;
В -  рыб и земноводных;   Г - микроскопических грибов.
28.       В круговороте веществ используется солнечная энергия, которая включается в этот
процесс:
А -  растениями;    Б – животными;
В - плесневыми грибами;   Г - клубеньковыми бактериями.
29.        Агроценозы в отличие от естественных биоценозов:
А -  не участвуют в круговороте веществ;  
Б - существуют за счет микроорганизмов;
В -  состоят из большого числа видов растений и животных;
Г -  не могут существовать без участия человека.
30.       Углекислый газ поступает в атмосферу в результате:
А – фотосинтеза;    Б -  восстановления минералов;
В -  дыхания;     Г -  грозовых разрядов в атмосфере.
31.      Причина сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху:
А -  небольшая продолжительность их жизни;  Б -  сезонные изменения в жизни растений;
В -  их гибель от насекомых-вредителей;   Г - изменение человеком их среды обитания.
32.       Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит
матрицей для синтеза этого белка?
А – 300;      Б – 600;     В – 900;     Г -1500.
33.        В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и  римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (А) и римский нос (В) —  доминантные признаки.
А -  Ааbb;     Б – АаВВ;      В – ААВВ;     Г – АаВb.
34.        Грибы длительное время считали растениями, так как они:
А -  имеют сходное клеточное строение с растениями;
Б -  неподвижны, растут в течение всей жизни;
В -  относятся к группе гетеротрофных организмов;
Г - имеют сходный процесс обмена веществ.
35.         В процессе всасывания питательных веществ через ворсинки тонкой кишки:
А -  глюкоза и аминокислоты попадают в кровь;
Б - глицерин и жирные кислоты попадают в кровь;
В -  все питательные вещества попадают непосредственно в кровь;
Г -  все питательные вещества попадают сначала в лимфу, а затем в кровь.
36.        В процессе эволюции у животных-паразитов, по сравнению со свободноживущими,  произошло:
А - усложнение строения;   Б - исчезновение ряда органов;
В -  усиление обмена веществ; Г -  усложнение жизнедеятельности.
37.  По каким признакам можно узнать анафазу митоза?
А -  беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме;
Б -  выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки;
В -  расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки;
Г -  деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер.
38. Анатомо-физиологическая причина дальнозоркости это -
А -  недостаточная кривизна хрусталика;   Б -  удлинение глазного яблока;
В -  поражение зрительного нерва;   Г -  помутнение роговицы.
39. Недостаток азотных солей в почве может быть ограничивающим фактором для
жизнедеятельности:
А - дождевых червей;    Б - посевного гороха;
В -  белокочанной капусты;      Г - обыкновенных кротов.
40. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?
А -   АЦУ;      Б -   ЦУГ;     В -   УГА;     Г –  АГА.

Задание 2. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их.                                                                                                          КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 20
1.  Какие структурные компоненты входят в состав нуклеотидов молекулы ДНК?              А - азотистое основание: А, Т, Г, Ц;   Б - разнообразные аминокислоты;                               В – липопротеины; Г - углевод дезоксирибоза;  Д - азотная кислота;                                      Е - фосфорная кислота.
2.  Для генной мутации характерно:                                                                                            А -  включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК;   Б -  кратное увеличение числа хромосом в  гаплоидной клетке;   В -  нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка;   Г -  поворот участка хромосомы на 180°;   Д - изменение числа хромосом по отдельным парам;    Е - удвоение нуклеотидов в ДНК.
3.   Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют:                            А - оформленное ядро;   Б – цитоплазму;     В -  митохондрии;     Г - плазматическую мембрану;    Д – гликокаликс;  Е – рибосомы.
4.    Клетки каких организмов не могут поглощать крупные частицы пищи путем фагоцитоза?                                                                                                                                    А – грибов;    Б - цветковых растений;    В – амеб;     Г – бактерий;     Д - лейкоцитов человека;  Е – инфузорий.
5.   Примерами полового размножения животных являются:                                                   А - почкование гидры;   Б - нерест рыб;   В - деление обыкновенной амебы;                         Г - регенерация дождевого червя;   Д - партеногенез ящериц;      Е -  развитие рабочего муравья из зиготы.
6.  Гладкая мышечная ткань:                                                                                                         А - образует средний слой кровеносных сосудов;    Б - состоит из многоядерных клеток — волокон;      В - обеспечивает изменение размера зрачка;     Г - образует скелетные мышцы;     Д - имеет поперечную исчерченность;     Е - сокращается медленно.
7.   Для первичной структуры белка характерно:                                                                       А - последовательность аминокислотных остатков в молекуле;     Б - молекула имеет форму клубка;     В - образование дисульфидных мостиков между радикалами аминокислот;      Г - пространственная конфигурация полипептидной цепи;                          Д - образование гидрофобных связей между радикалами аминокислот;   Е - образование пептидных связей.
8.   Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?                                            А - наличие костного панциря у черепах;   Б - живорождение у млекопитающих;                       В - большие крылья у стрекозы;  Г - длинные ноги у кузнечика;     Д - отсутствие нервной системы у рака-паразита — саккулины;       Е - отсутствие хлорофилла у растения Петров крест.                
9.  Какие свойства характерны для т-РНК?                                                                                   А -  имеет форму клеверного листа;      Б - состоит из двух спирально закрученных цепей;   В - доставляет аминокислоты к рибосоме;       Г - является хранителем наследственной информации;      Д -  в длину достигает нескольких сотен тысяч нанометров;    Е - имеет самые маленькие размеры из нуклеиновых кислот;        Ж – входит в состав рибосом.
10.  В каких структурах клетки эукариот локализованы  молекулы ДНК?                              А – цитоплазме;   Б – ядре;   В – митохондриях;   Г – рибосомах;  Д – хлоропластах;             Е – лизосомах.
Задание 3.                                                                                                                   КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 15                                                                                                    1. Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?                                                       2. Докажите, что корневище растений — видоизмененный побег.                                                                     3. Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу?                                                         4. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.                                                              5. В чем сходство и различие плодов растений, принадлежащих к семействам Злаковые и  Сложноцветные?



Задание 4.                                                                                                                 КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 10                                                                                                  1.   Функции печени в организме человека.

2.      Скрестили дигетерозиготных самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями  (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки).  Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные результаты.





 

 ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИОВ II ( МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ) ЭТАП

Биология
11  класс
Критерии проверки
Общее время выполнения работы – не более 3,0 часов (180 минут).

            Задание 1 включает тесты с одним правильным ответом, оценивающиеся в 1 балл каждый. В этих тестах ученик не может отмечать два ответа, как правильные. В противном случае он получает 0 баллов, даже если один из отмеченных ответов правильный. Максимальная сумма баллов за первое выполненное задание – 40 баллов.
Правильные ответы:   1 – В;   2 – А;    3 – А;    4 – В;  5 – Г;  6 – Г;  7 – А;  8 – Г;  9 – Б;      10 – Г;  11 – Б;  12 – Г;  13 – Б;  14 – В;  15 – А;  16 – В;  17 – В;  18 – Г;  19 – Б;  20 – Б;  21 – А;  22 – Г;  23 – В;  24 – Б;  25 – А;  26 – Б;  27 – В;  28 – А;  29 – Г;  30 – В;  31 – Г;  32 – В;  33 – А;  34 – Б;  35 – А;  36 – Б;  37 – В;  38 – А;  39 – Б;  40 – В.
            Задание 2 включает тесты с несколькими правильными ответами. Учащиеся на каждый вопрос должны выбрать только правильные ответы. Каждый правильно выполненный тест оценивается 2 баллами. Максимальная сумма баллов за выполненное задание – 20.
Правильные ответы: 1 – А, Г, Е;   2 - А, В, Е;   3 – Б, Г, Е;   4  – А, Б, Г;   5 –  Б, Е;          6 – А, В, Е;   7 –  А, Е;   8 – А, В, Г;   9 –  А, В, Е;   10 – Б, В, Д,

Задание 3. За каждый правильный ключевой компонент развернутого ответа дается по 1 баллу. Максимальна сумма баллов по одному вопросу – 3.

1. Ответ:  А  -  поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ • 2Н ( 1 балл);  Б   -   использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе  ( 1 балл );    В   -  синтез глюкозы и крахмала ( 1 балл ).
2. Ответ:  А -  корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки ( 1 балл );  Б -  на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега ( 1 балл );  В - от корневища отходят придаточные корни           ( 1 балл).
3. Ответ:  А - появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения ( 1 балл );  Б -  появление слабо развитых проводящей  и механической тканей, обеспечивающей транспорт веществ и опору  ( 1 балл );                    В -  образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве ( 1 балл ).
4. Ответ: А - генотипы родителей: кошка —ХВХВ, кот —ХbУ ( 1 балл );  Б -  генотипы котят: чарепаховый — ХВХb, черный— ХВУ ( 1 балл );  В -  пол котят: самка черепаховая, самец черный ( 1 балл ).
5. Ответ: общие признаки:   А -  односеменные сухие невскрывающиеся плоды               ( 1 балл ); различия:  Б - у злаковых плод зерновка, а у сложноцветных — семянка           ( 1 балл ); В - у зерновки семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно, плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки ( 1 балл ).
Задание 4. За каждый правильный ключевой компонент  ответа дается по 1 баллу. Максимальна сумма баллов по одному вопросу – 5.

1. Ответ:  А -  Пищеварительная функция: Печень вырабатывает желчь, которая поступает в 12-перстную кишку. Желчь участвует в кишечном пищеварении, способствует нейтрализации кислой кашицы, поступающей из желудка, расщепляет жиры и способствует их всасыванию, оказывает возбуждающее действие на перистальтику толстого кишечника. За сутки печень выделяет до 1—1,5 литров желчи ( 1 балл ).             Б - Барьерная функция:  Специальные клетки всасывают и расщепляют ядовитые вещества, поступающие с кровью и лимфой. В печень с кровью и лимфой поступают погибшие микробы, бактерии, вирусы, простейшие, глисты — аскариды, эхинококк; клетки тканей и клетки крови, в том числе погибшие вирусы гепатита. Миллиарды погибших эритроцитов проходят через печень ежедневно (1 балл ).                                      В - Защитная функция при  переваривания и всасывания белков:   Недостаточное переваривание и усвоение белковых продуктов в тонком кишечнике приводит к усиленному бактериальному расщеплению (гниению) белка, пептидов и аминокислот в толстом кишечнике. В результате этого образуются ядовитые продукты гниения, которые обезвреживаются печенью ( 1 балл ).                                                                                              Г - Участие в кровообращении:   В клетках печени происходит окислительное расщепление гемоглобина и других клеток крови, в результате чего образуется билирубин. Билирубин выделяется с желчью и выводится кишечником ( 1 балл ).              Д - Запасающая:  в печени происходит накопление углеводов, белков, жиров, гормонов, витаминов и минеральных веществ. Так, например, в печени запасается гликоген (1 балл).
2.  Ответ:    А -  генотипы родителей: самка — ааbb, самец —АаВb  ( 1 балл );                   Б -  генотипы потомства: 1 АаВb серое тело, нормальные крылья   : 1 ааbb черное тело, укороченные крылья ( 1 балл );  В - так как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет:  АВ,  аb  ( 1 балл );  Г - самка — один тип гамет: аb ( 1 балл );  Д -  поэтому у потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1 : 1 ( 1 балл ).



Максимальная сумма баллов за все задания 11 класса –  85 балл






Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010-2011у.г.

11 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.             В благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку. +
2.             Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) сине-зеленых. +
3.             Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
а) гаплоидный набор хромосом; +
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.
4.             Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие; +
г) боковые видоизмененные почки.
5.             Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни; +
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.
6.             Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики. +
7.             Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь; +
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз.
8.             Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС,  высокой концентрации  СО2,  в  течение двух недель;
б) при температуре 20-30оС,  высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37оС,  высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30оС,  высокой концентрации О2,  в течение двух недель. +
9.             В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система; +
г) нервная система.
10.         Рабочие пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы; +
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
11.         Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик; +
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.
12.         Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике; +
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой.
13.         Какова реакция среды в двенадцатиперстной  кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная; +
г) щелочная.
14.         К вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия. +
15.         Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; +
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.
16.         Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов. +
17.         В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны; +
в) копытные;
г) человек.
18.         В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными; +
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.
19.         Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками; +
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.
20.         Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых; +
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих.
21.         Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конверген­ции; +
в) параллелизма;
г) случай­ного совпадения.
22.         Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза; +
в) оплодотворения;
г) опыления.
23.         При партеногенезе организм развивается  из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки. +
24.         Матрицей для трансляции служит молекула:
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК. +
25.         Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий; +
в) ядер животных;
г) ядер растений.
26.         Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли;
б) аминокислот;
в) хлорофилла; +
г) цитоплазмы.
27.         В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода; +
г) углекислый газ.
28.         Из компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии;
б) хлоропласты;   +
в) ядро;
г) вакуоли.
29.         В хлоропластах растительных клеток светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов; +
г) в строме.
30.         При браках между людьми европеоидной и негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи; +
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1.            Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф. +
II. сыпной тиф. +
III. малярия.
IV. туляремия. +
V. гепатит.
а) II, IV;
б)
I, IV, V;
в)
I, II, IV; +
г)
II, III, IV, V.
2.            Корни могут выполнять функции:
I. образования почек. +
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения. +
IV. поглощения воды и минеральных веществ. +
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов. +
а) II, III, IV;
б)
I, II, IV, V;
в)
I, III, IV, V; +
г)
I, II, III, IV.
3.            Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится. +
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни. +
а) III, IV, V;
б)
III, V; +
в)
I, IV, V;
г)
II, IV, V.
4.            Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для:
I. пауков.
II. клещей. +
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II; +
б)
II, III;
в)
I, IV;
г)
I, II, III, V.
5.            Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра. +
III. акулы.
IV. миноги. +
V. ланцетника. +
а) I, II, III, IV;
б)
III, IV, V;
в)
II, III, V;
г)
II, IV, V. +
6.            Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша. +
IV. красноперка.
V. речной угорь. +
а) II, III, V;
б)
III, V; +
в)
I, III, V;
г)
I, II, III, V.
7.            В почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин. +
V. альбумин плазмы. +
а) I, II, III;
б)
I, III, IV, V;
в)
II, IV, V;
г)
IV, V. +
8.            Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью. +
II. численностью. +
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения. +
а) I, II, V; +
б)
I, IV, V;
в)
II, V;
г)
II, III, IV.
9.            К хищникам, как правило охотящимся из засады, относятся:
I. волк.
II. рысь. +
III. ягуар. +
IV. гепард.
V. медведь. +
а) II, III, IV, V;
б)
I, IV;
в)
I, II, III, V;
г)
II, III, V. +
10.        Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец. +
IV. лемминг. +
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б)
II, III, IV, V;
в)
III, IV; +
г)
III, IV, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».  Максимальное количество баллов, которое можно набрать 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.            Печеночные мхи – низшие растения.
2.            Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
3.            Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. +
4.            После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
5.             У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
6.             Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
7.             У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
8.             У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
9.             Первые крокодилы были сухопутными рептилиями. +
10.         Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
11.        В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
12.        В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
13.         Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов. +
14.         Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
15.         При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов. +
16.         С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
17.         Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы. +
18.        Суккуленты легко переносят обезвоживание.
19.    Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии. +
20.         Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях. +
21.        Генетическая информация у всех живых организмов хранится в виде ДНК.
22.        Каждой аминокислоте соответствует один кодон.
23.        У прокариот процессы трансляции и транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте. +
24.        Самые крупные молекулы в живых клетках – молекулы ДНК.  +
25.        Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий