ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИОВ 1ЭТАП
Биология
11 класс
Общее время выполнения работы – не более 3,0 часов
(180 минут).
Начинать
работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том
порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение,
пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К
пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. На
задание 3, 4 постарайтесь дать максимально подробные ответы. Не огорчайтесь,
если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все
вопросы.
Задание
1. Задание
содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди
них только один – верный. Отметьте
верный ответ, подчеркнув его. (КОЛИЧЕСТВО
БАЛЛОВ – 40)
1. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью
метода:
А – центрифугирования;
Б – гибридологического;
В – цитогенетического; Г – биохимического.
2. Сходство химического состава, клеточное строение
организмов являются доказательством:
А - единства и общности происхождения органического
мира;
Б - многообразия растительного и животного мира;
В - эволюции
органического мира;
Г - постоянства живой природы.
З.
Хранителем наследственности в клетке являются молекулы
ДНК, так как в них
закодирована информация о:
А - первичной структуре молекул белка; Б - составе молекулы АТФ;
В - строении триплета; Г - строении аминокислот.
4.
В митохондриях в отличие от рибосом
осуществляется:
А - транспорт белка; Б - синтез белка;
В - энергетический обмен; Г - транскрипция иРНК.
5. Роль матрицы в синтезе молекул иРНК
выполняет:
А - полипептидная нить; Б - плазматическая мембрана;
В - мембрана эндоплазматической сети; Г - одна из цепей молекулы ДНК.
6. Какие признаки характерны для
телофазы митоза?
А - спирализация хромосом;
Б - выстраивание хромосом в экваториальной плоскости
клетки;
В - деление
центромеры и расхождение хромосом к полюсам клетки;
Г - деспирализация хромосом, образование двух ядер.
7. Грибы, клетки которых, как и клетки
растений и животных, имеют оболочку, ядро,
цитоплазму с органоидами, относят к группе организмов:
А – эукариот; Б - содержащих нуклеоид; В – автотрофов; Г – прокариот.
8. В ходе индивидуального развития
животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:
А – гаметогенеза; Б – филогенеза; В – мейоза;
Г – митоза.
9.
Каковы генотипы родителей при
дигибридном анализирующем скрещивании?
А - ААВВ х ВbВb;
Б - АаВb
х
ааbb; В
– ААВВ х ААВВ; Г –
Вb х Аа.
10. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий
среды возникает
изменчивость:
А – комбинативная; Б – генотипическая; В – наследственная; Г – модификационная.
11. Чистая линия растений — это потомство:
А - гетерозисных форм; Б - одной самоопыляющейся особи;
В - межсортового гибрида; Г - двух гетерозиготных особей.
12. Для производства лекарственных
препаратов выращивают гриб:
А – мукор; Б – трутовик; В – спорынью; Г – пеницилл.
13. Зародыш с запасом питательных
веществ входит в состав:
А – споры; Б –
семени; В - почки;
Г - заростка.
14. В семейство объединяют растения на
основе:
А - строения корневой системы; Б - жилкования листьев;
В - строения цветка и плода; Г - строения стебля:
15. Печень выполняет в организме
человека барьерную функцию, так как в ней:
А - обезвреживаются ядовитые вещества;
Б - глюкоза превращается в гликоген;
В - вырабатывается желчь, которая накапливается в
желчном пузыре;
Г - белки могут превращаться в жиры и углеводы.
16. Наибольшее количество углеводов человек
потребляет, используя в пищу:
А - листья салата и укропа; Б - растительное и сливочное масло;
В - хлеб и картофель; Г - мясо и рыбу.
17. Рецепторы— это чувствительные образования, которые:
А - передают импульсы в центральную нервную систему;
Б - передают
нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные;
В - воспринимают раздражения и преобразуют энергию
раздражителей в процессе нервного возбуждения;
Г - воспринимают нервные импульсы от
чувствительных нейронов.
18. В сетчатке расположены:
А – хрусталик;
Б – зрачок; В - кровеносные сосуды глаза;
Г - зрительных рецепторов.
19. Первая доврачебная помощь при
артериальном кровотечении состоит в:
А - наложении шины;
Б - наложении жгута;
В - обработке раны иодом; Г - воздействии холодом.
20. Микроэволюция приводит к изменению:
А – родов; Б –
видов; В – семейств; Г - отрядов.
21. Резкое возрастание численности
особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:
А - обострению борьбы за существование; Б - пищевой специализации;
В - биологическому прогрессу; Г - появлению комбинативной изменчивости.
22. Изменение фенотипа небольшой части особей в популяции
является следствием:
А - саморегуляции; Б - колебания численности популяций;
В - стабилизирующей формы отбора; Г - мутационного процесса.
23. Какой тип покровительственной
окраски называют мимикрией?
А - окраску, расчленяющую тело;
Б - яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности
организма;
В - подражание менее защищенных организмов одного вида
более защищенным организмам другого вида;
Г - приспособление, при котором форма тела и
окраска животных сливаются с окружающими предметами.
24. Пресмыкающиеся произошли от:
А - кистеперых рыб; Б – стегоцефалов; В – ихтиозавров; Г – археоптериксов.
25. Социальная природа человека
проявляется в:
А - создании
письменности; Б - формировании
пятипалых конечностей;
В - наличии коры больших полушарий; Г - образовании условных рефлексов.
26. Основной ограничивающий фактор для
растений в степной зоне:
А - высокая температура; Б - недостаток влаги;
В - отсутствие перегноя; Г - ультрафиолетовые лучи.
27. В экосистеме озера к консументам
относят:
А - водоросли и цветковые растения; Б - бактерий-сапротрофов;
В - рыб и земноводных; Г - микроскопических грибов.
28. В круговороте веществ используется солнечная энергия,
которая включается в этот
процесс:
А - растениями; Б – животными;
В - плесневыми грибами; Г - клубеньковыми бактериями.
29. Агроценозы в отличие от естественных
биоценозов:
А - не
участвуют в круговороте веществ;
Б - существуют за счет микроорганизмов;
В - состоят из
большого числа видов растений и животных;
Г - не могут существовать без участия человека.
30. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате:
А – фотосинтеза;
Б - восстановления минералов;
В - дыхания;
Г - грозовых разрядов в атмосфере.
31. Причина сокращения видового разнообразия растений в
современную эпоху:
А - небольшая
продолжительность их жизни; Б - сезонные изменения в жизни растений;
В - их гибель от насекомых-вредителей; Г - изменение человеком их среды обитания.
32. Белок состоит из 300 аминокислот.
Сколько нуклеотидов в гене, который служит
матрицей для синтеза этого белка?
А – 300; Б – 600; В – 900; Г -1500.
33. В браке женщины с большими глазами и
прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо
детей, половина из которых имела большие глаза и римский нос. Определите генотип матери, если
большие глаза (А) и
римский нос (В) — доминантные признаки.
А - Ааbb; Б – АаВВ; В – ААВВ; Г – АаВb.
34. Грибы длительное время считали
растениями, так как они:
А - имеют
сходное клеточное строение с растениями;
Б - неподвижны,
растут в течение всей жизни;
В - относятся к
группе гетеротрофных организмов;
Г - имеют сходный процесс обмена
веществ.
35. В процессе всасывания питательных
веществ через ворсинки тонкой кишки:
А - глюкоза и
аминокислоты попадают в кровь;
Б - глицерин и жирные кислоты попадают в кровь;
В - все
питательные вещества попадают непосредственно в кровь;
Г - все питательные вещества попадают сначала в
лимфу, а затем в кровь.
36. В процессе эволюции у животных-паразитов, по сравнению
со свободноживущими, произошло:
А - усложнение строения; Б - исчезновение ряда органов;
В - усиление обмена веществ; Г - усложнение жизнедеятельности.
37. По каким признакам можно узнать анафазу митоза?
А - беспорядочному расположению спирализованных
хромосом в цитоплазме;
Б - выстраиванию хромосом в экваториальной
плоскости клетки;
В - расхождению
дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки;
Г - деспирализации хромосом и образованию ядерных
оболочек вокруг двух ядер.
38. Анатомо-физиологическая причина
дальнозоркости это -
А - недостаточная кривизна хрусталика; Б - удлинение глазного яблока;
В - поражение зрительного нерва; Г - помутнение роговицы.
39. Недостаток азотных солей в почве
может быть ограничивающим фактором для
жизнедеятельности:
А - дождевых червей;
Б - посевного гороха;
В - белокочанной капусты; Г - обыкновенных кротов.
40. Какой антикодон транспортной РНК
соответствует триплету ТГА в молекуле
ДНК?
А - АЦУ; Б - ЦУГ;
В - УГА; Г – АГА.
Задание
2. Задание
содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них правильных может быть от
нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их. КОЛИЧЕСТВО
БАЛЛОВ – 20
1. Какие структурные компоненты входят в
состав нуклеотидов молекулы ДНК?
А - азотистое основание: А, Т, Г, Ц;
Б - разнообразные аминокислоты; В –
липопротеины; Г - углевод дезоксирибоза;
Д - азотная кислота; Е -
фосфорная кислота.
2. Для генной мутации характерно: А
- включение двух лишних нуклеотидов в
молекулу ДНК; Б - кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке; В -
нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка; Г -
поворот участка хромосомы на 180°;
Д - изменение числа хромосом по отдельным парам; Е - удвоение нуклеотидов в ДНК.
3. Сходство клеток животных и бактерий
состоит в том, что они имеют: А - оформленное
ядро; Б – цитоплазму; В
- митохондрии; Г - плазматическую мембрану; Д – гликокаликс; Е – рибосомы.
4. Клетки каких организмов не могут поглощать
крупные частицы пищи путем фагоцитоза?
А –
грибов; Б - цветковых растений; В –
амеб; Г – бактерий; Д -
лейкоцитов человека; Е – инфузорий.
5. Примерами полового размножения животных
являются:
А - почкование гидры; Б - нерест рыб; В - деление обыкновенной амебы; Г - регенерация
дождевого червя; Д - партеногенез
ящериц; Е - развитие рабочего муравья из зиготы.
6. Гладкая мышечная ткань: А
- образует средний слой кровеносных сосудов;
Б - состоит из многоядерных клеток — волокон; В - обеспечивает изменение размера
зрачка; Г - образует скелетные мышцы; Д - имеет поперечную исчерченность; Е - сокращается медленно.
7. Для первичной структуры белка
характерно:
А - последовательность аминокислотных остатков в молекуле; Б - молекула имеет форму клубка; В - образование дисульфидных мостиков
между радикалами аминокислот; Г - пространственная конфигурация
полипептидной цепи;
Д - образование гидрофобных связей между радикалами аминокислот; Е - образование пептидных связей.
8. Какие из перечисленных примеров относят
к идиоадаптациям? А -
наличие костного панциря у черепах; Б -
живорождение у млекопитающих; В - большие крылья у
стрекозы; Г - длинные ноги у кузнечика; Д - отсутствие нервной системы у
рака-паразита — саккулины; Е -
отсутствие хлорофилла у растения Петров крест.
9. Какие свойства характерны для т-РНК? А
- имеет форму клеверного листа; Б -
состоит из двух спирально закрученных цепей;
В - доставляет аминокислоты к рибосоме; Г - является хранителем наследственной
информации; Д - в длину достигает нескольких сотен тысяч
нанометров; Е - имеет самые маленькие
размеры из нуклеиновых кислот; Ж –
входит в состав рибосом.
10. В каких структурах клетки эукариот
локализованы молекулы ДНК? А –
цитоплазме; Б – ядре;
В – митохондриях; Г –
рибосомах; Д – хлоропластах; Е – лизосомах.
Задание 3. КОЛИЧЕСТВО
БАЛЛОВ – 15 1.
Какие
основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?
2. Докажите, что корневище
растений — видоизмененный побег.
3. Какие особенности
псилофитов позволили им первыми освоить сушу?
4. Гены окраски шерсти кошек
расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют
черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и
один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол
котят. 5. В чем сходство и различие плодов
растений, принадлежащих к семействам Злаковые и
Сложноцветные?
Задание
4.
КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 10
1. Функции печени в
организме человека.
2. Скрестили дигетерозиготных самцов мух
дрозофил с серым телом и нормальными крыльями
(признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями
(рецессивные признаки). Определите
генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1,
если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а
кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Объясните полученные
результаты.
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИОВ II ( МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
) ЭТАП
Биология
11 класс
Критерии проверки
Общее время выполнения работы – не более 3,0 часов
(180 минут).
Задание 1 включает тесты с одним правильным ответом, оценивающиеся
в 1 балл каждый. В этих тестах
ученик не может отмечать два ответа, как правильные. В противном случае он
получает 0 баллов, даже если один из
отмеченных ответов правильный. Максимальная сумма баллов за первое выполненное
задание – 40 баллов.
Правильные
ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – А;
4 – В; 5 – Г; 6 – Г;
7 – А; 8 – Г; 9 – Б;
10 – Г; 11 – Б; 12 – Г;
13 – Б; 14 – В; 15 – А;
16 – В; 17 – В; 18 – Г;
19 – Б; 20 – Б; 21 – А;
22 – Г; 23 – В; 24 – Б;
25 – А; 26 – Б; 27 – В;
28 – А; 29 – Г; 30 – В;
31 – Г; 32 – В; 33 – А;
34 – Б; 35 – А; 36 – Б;
37 – В; 38 – А; 39 – Б;
40 – В.
Задание 2 включает тесты с несколькими правильными ответами.
Учащиеся на каждый вопрос должны выбрать только
правильные ответы. Каждый правильно выполненный тест оценивается 2 баллами. Максимальная сумма баллов за
выполненное задание – 20.
Правильные
ответы: 1
– А, Г, Е; 2 - А, В, Е; 3 – Б, Г, Е; 4 –
А, Б, Г; 5 – Б, Е;
6 – А, В, Е; 7 – А, Е;
8 – А, В, Г; 9 – А, В, Е;
10 – Б, В, Д,
Задание 3. За
каждый правильный ключевой компонент
развернутого ответа дается по 1 баллу.
Максимальна сумма баллов по одному вопросу – 3.
1. Ответ: А -
поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом
за счет НАДФ • 2Н ( 1 балл); Б - использование
в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе ( 1
балл ); В - синтез
глюкозы и крахмала ( 1 балл ).
2. Ответ: А - корневище имеет узлы, в которых находятся
рудиментарные листья и почки ( 1 балл ); Б -
на верхушке корневища находится
верхушечная почка, определяющая рост побега ( 1 балл ); В - от корневища отходят придаточные
корни ( 1
балл).
3. Ответ: А - появление покровной ткани — эпидермиса
с устьицами, способствующей защите от испарения ( 1 балл ); Б - появление слабо развитых проводящей и механической тканей, обеспечивающей
транспорт веществ и опору ( 1 балл );
В - образование ризоидов, с помощью которых они
закреплялись в почве ( 1 балл ).
4. Ответ: А
-
генотипы родителей: кошка —ХВХВ,
кот —ХbУ ( 1 балл ); Б - генотипы котят: чарепаховый — ХВХb, черный— ХВУ ( 1 балл ); В - пол котят: самка черепаховая, самец черный ( 1 балл ).
5. Ответ: общие
признаки:
А
- односеменные сухие невскрывающиеся
плоды ( 1 балл ); различия: Б -
у злаковых плод зерновка, а у сложноцветных — семянка (
1 балл ); В - у зерновки
семенная кожура срастается с околоплодником, а у семянки семя лежит свободно,
плоды могут иметь хохолки, парашютики, прицепки ( 1 балл ).
Задание 4. За
каждый правильный ключевой компонент
ответа дается по 1 баллу. Максимальна сумма баллов по одному вопросу – 5.
1.
Ответ: А - Пищеварительная
функция: Печень вырабатывает желчь, которая поступает в
12-перстную кишку. Желчь участвует в кишечном пищеварении, способствует
нейтрализации кислой кашицы, поступающей из желудка, расщепляет жиры и
способствует их всасыванию, оказывает возбуждающее действие на перистальтику
толстого кишечника. За сутки печень выделяет до 1—1,5 литров желчи ( 1 балл ). Б - Барьерная функция: Специальные клетки всасывают и расщепляют
ядовитые вещества, поступающие с кровью и лимфой. В печень с кровью и лимфой
поступают погибшие микробы, бактерии, вирусы, простейшие, глисты — аскариды,
эхинококк; клетки тканей и клетки крови, в том числе погибшие вирусы гепатита.
Миллиарды погибших эритроцитов проходят через печень ежедневно (1 балл ). В - Защитная
функция при переваривания и всасывания
белков: Недостаточное переваривание
и усвоение белковых продуктов в тонком кишечнике приводит к усиленному
бактериальному расщеплению (гниению) белка, пептидов и аминокислот в толстом
кишечнике. В результате этого образуются ядовитые продукты гниения, которые
обезвреживаются печенью ( 1 балл ).
Г - Участие в кровообращении: В
клетках печени происходит окислительное расщепление гемоглобина и других клеток
крови, в результате чего образуется билирубин. Билирубин выделяется с желчью и
выводится кишечником ( 1 балл ). Д - Запасающая: в печени происходит накопление углеводов,
белков, жиров, гормонов, витаминов и минеральных веществ. Так, например, в
печени запасается гликоген (1 балл).
2. Ответ:
А
- генотипы родителей: самка — ааbb, самец —АаВb
( 1 балл ); Б - генотипы потомства: 1 АаВb — серое тело, нормальные
крылья : 1 ааbb— черное тело, укороченные крылья ( 1 балл ); В - так
как гены сцеплены, то самец дает два типа гамет: АВ, аb ( 1 балл );
Г - самка — один тип гамет: аb ( 1 балл );
Д - поэтому у потомства проявляется только два
фенотипа в соотношении 1 : 1 ( 1 балл ).
Максимальная сумма баллов за все
задания 11 класса – 85 балл
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по
биологии 2010-2011у.г.
11 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора
только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,
которое можно набрать 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс
ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице
ответов.
1.
В
благоприятных условиях спора бактерии:
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку.
а) делится, образуя 3 – 6 новых спор;
б) сливается с другой спорой с последующим делением;
в) погибает;
г) прорастает в новую бактериальную клетку.
2.
Оформленных
оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) сине-зеленых.
а) зеленых;
б) красных;
в) бурых;
г) сине-зеленых.
3.
Большинство клеток зародышевого мешка
цветковых растений имеет:
а) гаплоидный набор хромосом;
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.
а) гаплоидный набор хромосом;
б) диплоидный набор хромосом;
в) триплоидный набор хромосом;
г) тетраплоидный набор хромосом.
4.
Человек употребляет в пишу орган(-ы)
цветной капусты:
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие;
г) боковые видоизмененные почки.
а) видоизмененную верхушечную почку;
б) утолщенный реповидный стебель;
в) видоизмененное соцветие;
г) боковые видоизмененные почки.
5.
Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.
а) придаточные корни;
б) корневые волоски;
в) главные корни;
г) воздушные клубни.
6.
Простейшие, ведущие исключительно
паразитический образ жизни:
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики.
а) корненожки;
б) жгутиконосцы;
в) солнечники;
г) споровики.
7.
Муха цеце является переносчиком
трипаносом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь;
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз.
а) сонную болезнь;
б) восточную язву;
в) малярию;
г) кокцидиоз.
8.
Развитие
личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель.
а) при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
б) при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель;
в) при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели;
г) при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель.
9.
В
отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система.
а) пищеварительная система;
б) выделительная система;
в) кровеносная система;
г) нервная система.
10.
Рабочие
пчелы являются:
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
а) самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством;
б) самками, у которых не развиты половые железы;
в) молодыми самками, способными через год отложить яйца;
г) самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц.
11.
Усложнение
кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.
12.
Целлюлоза,
попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике;
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой.
а) не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента;
б) частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике;
в) расщепляется α-амилазой слюны;
г) расщепляется панкреатической α-амилазой.
13.
Какова
реакция среды в двенадцатиперстной
кишке:
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная;
г) щелочная.
а) слабокислая;
б) нейтральная;
в) слабощелочная;
г) щелочная.
14.
К
вирусным заболеваниям не относится:
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия.
а) корь;
б) клещевой энцефалит;
в) краснуха;
г) дифтерия.
15.
Пищевая
цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего;
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.
16.
Постоянное вмешательство со стороны
человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов.
а) экосистем пресных вод;
б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана;
г) агроценозов.
17.
В природных условиях естественными
носителями возбудителя чумы являются:
а) птицы;
б) грызуны;
в) копытные;
г) человек.
а) птицы;
б) грызуны;
в) копытные;
г) человек.
18.
В
обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые
концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.
а) к смене лесных экосистем болотными;
б) к опустыниванию или полному разрушению экосистем;
в) к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев;
г) к процессу превращения в почве органических остатков в гумус.
19.
Две
породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.
а) одного вида, но с разными внешними признаками;
б) двух видов, одного рода и одного семейства;
в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.
20.
Первые
наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых;
б) кистеперых;
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих.
а) лучеперых;
б) кистеперых;
в) цельноголовых;
г) двоякодышащих.
21.
Контуры тела
летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
а) дивергенции;
б) конвергенции;
в) параллелизма;
г) случайного совпадения.
а) дивергенции;
б) конвергенции;
в) параллелизма;
г) случайного совпадения.
22.
Число
хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если
бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза;
б) мейоза;
в) оплодотворения;
г) опыления.
а) митоза;
б) мейоза;
в) оплодотворения;
г) опыления.
23.
При
партеногенезе организм развивается из:
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки.
а) зиготы;
б) вегетативной клетки;
в) соматической клетки;
г) неоплодотворенной яйцеклетки.
24.
Матрицей
для трансляции служит молекула:
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК.
а) тРНК;
б) ДНК;
в) рРНК;
г) иРНК.
25.
Кольцевая
ДНК характерна для:
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений.
а) ядер грибов;
б) клеток бактерий;
в) ядер животных;
г) ядер растений.
26.
Ионы
магния входят в состав:
а) вакуоли;
б) аминокислот;
в) хлорофилла;
г) цитоплазмы.
а) вакуоли;
б) аминокислот;
в) хлорофилла;
г) цитоплазмы.
27.
В
процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода;
г) углекислый газ.
а) АТФ
б) глюкоза;
в) вода;
г) углекислый газ.
28.
Из
компонентов растительной клетки вирус табачной мозаики поражает:
а) митохондрии;
б) хлоропласты;
в) ядро;
г) вакуоли.
а) митохондрии;
б) хлоропласты;
в) ядро;
г) вакуоли.
29.
В хлоропластах растительных клеток
светособирающие комплексы расположены
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов;
г) в строме.
а) на наружной мембране;
б) на внутренней мембране;
в) на мембране тилакоидов;
г) в строме.
30.
При браках между людьми европеоидной и
негроидной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи.
Это связано с:
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи;
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.
а) неполным доминированием гена пигментации кожи;
б) полимерностью генов пигментации кожи;
в) эпигеномной наследственностью;
г) нехромосомной наследственностью.
Часть II. Вам
предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но
требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы
считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.Максимальное
количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое
задание).
1.
Бактерии вызывают заболевания:
I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V.
I. возвратный тиф.
II. сыпной тиф.
III. малярия.
IV. туляремия.
V. гепатит.
а) II, IV;
б) I, IV, V;
в) I, II, IV;
г) II, III, IV, V.
2.
Корни
могут выполнять функции:
I. образования почек.
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения.
IV. поглощения воды и минеральных веществ.
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV.
I. образования почек.
II. образования листьев.
III. вегетативного размножения.
IV. поглощения воды и минеральных веществ.
V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
а) II, III, IV;
б) I, II, IV, V;
в) I, III, IV, V;
г) I, II, III, IV.
3.
Если
оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.
4.
Среди паукообразных развитие с
метаморфозом характерно для:
I. пауков.
II. клещей.
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.
I. пауков.
II. клещей.
III. сольпуг.
IV. сенокосцев.
V. скорпионов.
а) II;
б) II, III;
в) I, IV;
г) I, II, III, V.
5.
Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V.
I. окуня.
II. осетра.
III. акулы.
IV. миноги.
V. ланцетника.
а) I, II, III, IV;
б) III, IV, V;
в) II, III, V;
г) II, IV, V.
6.
Нерестится только один раз в жизни:
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
I. севрюга.
II. сардина.
III. горбуша.
IV. красноперка.
V. речной угорь.
а) II, III, V;
б) III, V;
в) I, III, V;
г) I, II, III, V.
7.
В
почечном клубочке в норме практически не фильтруются:
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.
I. вода.
II. глюкоза.
III. мочевина.
IV. гемоглобин.
V. альбумин плазмы.
а) I, II, III;
б) I, III, IV, V;
в) II, IV, V;
г) IV, V.
8.
Каждая популяция характеризуется:
I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.
I. плотностью.
II. численностью.
III. степенью изоляции.
IV. независимой эволюционной судьбой.
V. характером пространственного распределения.
а) I, II, V;
б) I, IV, V;
в) II, V;
г) II, III, IV.
9.
К хищникам, как правило охотящимся из
засады, относятся:
I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V.
I. волк.
II. рысь.
III. ягуар.
IV. гепард.
V. медведь.
а) II, III, IV, V;
б) I, IV;
в) I, II, III, V;
г) II, III, V.
10.
Из перечисленных животных в состав
тундрового биоценоза входят:
I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V.
I. белка.
II. хорек.
III. песец.
IV. лемминг.
V. зеленая жаба.
а) I, II, III, IV;
б) II, III, IV, V;
в) III, IV;
г) III, IV, V.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде
суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В
матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно
набрать 25 (по
1 баллу за каждое тестовое задание).
1.
Печеночные мхи – низшие растения.
2.
Гаметы у мхов образуются в результате
мейоза.
3.
Крахмальные зерна – это лейкопласты с
накопленным в них крахмалом.
4.
После оплодотворения семязачатки
превращаются в семена, а завязь в плод.
5.
У всех беспозвоночных животных
оплодотворение внешнее.
6.
Гемолимфа насекомых выполняет те же
функции, что и кровь позвоночных животных.
7.
У всех представителей отряда
пресмыкающихся сердце трехкамерное.
8.
У домашних животных головной мозг, как
правило, больше, чем у их диких предков.
9.
Первые крокодилы были сухопутными
рептилиями.
10.
Характерной особенностью всех
млекопитающих является живорождение.
11.
В отличие от большинства млекопитающих
для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных
мыщелков.
12.
В желудочно-кишечном тракте человека все
белки перевариваются полностью.
13.
Гипервитаминоз известен только для
жирорастворимых витаминов.
14.
Мозг человека потребляет примерно вдвое
больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
15.
При тяжелой физической работе
температура тела может подниматься до 39 градусов.
16.
С вирусными инфекциями обычно борются с
помощью антибиотиков.
17.
Можно изучать кругообороты питательных
веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные
экосистемы.
18.
Суккуленты
легко переносят обезвоживание.
19. Сукцессия после вырубки леса является примером
вторичной сукцессии.
20.
Дрейф генов может играть роль
эволюционного фактора только в очень малочисленных популяциях.
21.
Генетическая информация у всех живых
организмов хранится в виде ДНК.
22.
Каждой аминокислоте соответствует один
кодон.
23.
У прокариот процессы трансляции и
транскрипции происходят одновременно и в одном и том же месте.
24.
Самые крупные молекулы в живых клетках –
молекулы ДНК.
25.
Все наследственные заболевания связаны с
мутациями в хромосомах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий