Вас приветсвует блог методического объединения учителей естественного цикла!

Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится. Томас Фуллер

Олимпиады 8кл.



8  класс
Общее время выполнения работы – не более 3,0 академических часов (180 минут).
Начинать работу можно с любого задания, однако, мы рекомендуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. На задание 3, 4 постарайтесь дать максимально подробные ответы. Не огорчайтесь, если вы не сумеете выполнить все предложенные задания и ответить на все вопросы.

Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.
(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 30)     
1.      Грудобрюшная перегородка млекопитающих, участвующая в процессе дыхания, называется:
 а - Брюшина;                     б - Барабанная перепонка;                 в - Диафрагма
2.      Какой признак характерен только для птиц?                    
а - Теплокровность;                            б - Перьевой покров;                                                               
в - Четырехкамерное сердце и 2 круга кровообращения;            г - Забота о потомстве.
3.      Увеличение числа клеток в растущем организме происходит за счет:             
а - Обмена веществ;               б – Их деления;                      в - Их роста;              
г - Связи организма со средой.
4.      Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:                      
         а – Дифференцированные зубы;                     б – Четырехкамерное сердце;      
         в – Выкармливание детенышей молоком.

5.      Впервые нервная система появляется у:                
         а – Гидры;                       б – Позвоночных животных;                  в – Плоских червей

6.       Связь между клетками осуществляется через:                 
          а – Клеточную мембрану;       б – Гиалоплазму;      в – Эндоплазматическую сеть.

7.        В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:
          а – Не имеют клеточного строения;            б - Это одна клетка без ядра;         
          в - Это одна клетка с ядром;                         г - Это спора.
8.       Какие органические вещества расщепляются до глюкозы:
          а – Белки;        б - Углеводы;       в - Жиры.

9.      Позвоночных с непостоянной температурой тела, имеющих сухую кожу с роговыми    чешуйками, легочное дыхание, сердце с неполной перегородкой в желудочке относят  к классу:           
          а - Костные рыбы;     б - Земноводные;   в - Пресмыкающиеся;    г -  Хрящевые рыбы.

10.     Жизненная емкость легких у курящих, как правило: 
         а – Не изменяется;                      б – Увеличивается;                                   в – Уменьшается;
         г – Может и увеличиваться, и уменьшатся.

11.  Утолщенная стенка левого желудочка сердца человека обеспечивает передвижение   крови:
          а – По малому кругу;                                        б – По большому кругу;  
          в – От левого предсердия в левый желудочек;                                  
          г – От правого предсердия в правый желудочек. 
12.     Желчь выделяется клетками:          
          а – Печени;                 б – Кишечника;              в – Поджелудочной железы.

13.      Половой способ размножения встречается только у:                
           а – Растений;                       б – Всех живых организмов;          
           в – Многоклеточных живых организмов.

 14.    Способность к регенерации наиболее выражена у клеток:
          а – Мышечной ткани;         б – Нервной ткани;         в – Эпителиальной ткани.

15.     Белое вещество мозга образовано:
           а – Аксонами;         б – Дендритами;             в – Телами нейронов.

 16.     Нуклеиновые кислоты выполняют:
            а – Опорную функцию;                      б –  Энергетическую функцию;
            в –  Функцию хранения и передачи информации. 

17.     К гермафродитам относится:
            а – Дождевой червь;            б – Амеба;                в –  Заяц-беляк.  
       
18.    70 % сухого вещества кости составляют:
            а – Вода;             б -  Минеральные вещества;         в –  Органические вещества.

19.     Главный признак живого организма:
а -   Изменение формы;      б –  Изменение размера;      в –  Обмен веществ; 
 г -  Пассивное передвижение.

 20.     Мигание, чихание, кашель – это примеры:
а -   Условных рефлексов;                 б –  Приобретенных рефлексов; 
в –  Безусловных рефлексов; 

 21.   Главной частью цветка являются:
            а – Пестик и лепестки;      б –  Венчик и тычинки;      в –  Тычинки и пестик.

 22.  Многоклеточных беспозвоночных животных, имеющих скелет из хитина, относят к     типу:
           а – Кишечнополостные;            б –  Моллюски;            в –  Кольчатые черви.

 23. Сколько основных типов тканей выделяют в организме человека:
         а – 2;                                      б – 4;                                            в – 8.

 24.    Слизистые оболочки внутренних органов образованы:
            а – Эпителиальной тканью;                б – Мышечной тканью;
            в –  Соединительной тканью.

25.     Органы выделения позвоночных – это:
         а – Зеленые железы;                   б – Почки;                          в – Трахеи;

Вставьте пропущенное слово:
26. Альвеолы легких пронизаны густой сетью…………………...

27………... – это основной структурный и функциональный элемент организма человека.

28. При переливании крови от донора к реципиенту необходимо учитывать группу крови и………………..

29. Важная особенность живых организмов – способность к ……..…, то есть воспроизведению себе подобных.

30. Дополните перечень признаков живого организма:
А – питание; Б – дыхание; В - ………….

Задание 2.  
( КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ  - 10 ).
1. Перечислите основные жизненные функции клеток человеческого организма.
2. В чем значение дыхания в организме человека?
3. Что такое рефлекс? Виды рефлексов. Значение рефлексов.
4. Чем отличается у животных развитие с превращением от развития без превращения?
5. При сильном освещении аквариума вода имеет изумрудный оттенок. Почему?

Задание 3.  
(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ  -  40 )
1. Почему водолазам рекомендуют плавно подниматься на поверхность? Чем опасен резкий подъем?

2. Какие существуют сходства и различия во внешнем строении пресмыкающихся и млекопитающих (на примере ящерицы и собаки). Чем объясняются различия?

3. Эту болезнь в Древнем Египте называли «медовая болезнь», а чтобы ее определить врач пробовал мочу больного на вкус. Что это за болезнь?

4. Почему в состоянии алкогольного опьянения у человека нарушается походка?

5. Оказывается, многие водоросли используют для очистки загрязненных сточных вод. Почему?

6. Каковы особенности внешнего строения паразитических плоских червей в связи с приспособленностью к паразитизму?

7. Почему многие древние пресмыкающиеся вели водный и полуводный образ жизни?

8. Врачи, зная, что шум оказывает вредное влияние на организм человека, решили поместить больных санатория в отдельные палаты с полной звукоизоляцией. Как вы думаете, какие результаты даст такой метод лечения?

9. В чем значение лимфатической системы? Каковы особенности движения лимфы по сосудам?

10. Почему во время Великой Отечественной войны солдатам рекомендовали открывать рот при сильных взрывах?

Задание 4.
(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ  - 10 ).
1. Почему существует такое явление, как листопад? С чем связано опадение листьев осенью у древесных растений? Какие особенности строения листа способствуют этому? Почему меняется цветовая окраска листьев с наступлением холодов?

2. Существуют так называемые мочегонные травы. Их отвары принимают при отеках и некоторых заболеваниях. В чем заключается механизм их действия? Обоснуйте ответ. 

Практический тур:


 

Ответы на тест:


 ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИОВ II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП

Биология
8  класс
Критерии проверки
Общее время выполнения работы – не более 3,0 академических  часов (180 минут).

  Задание 1 включает тесты с одним правильным ответом, оценивающиеся в 1 балл каждый. В этих тестах ученик не может отмечать два ответа, как правильные. В противном случае он получает 0 баллов, даже если один из отмеченных ответов правильный.
        Правильные ответы:  1 – в;  2 – б;  3 – б;  4 – в;  5 – а;  6 – а;  7 – а;  8 – б;  9 – в;   
       10 – в;  11 – б;  12 –а;  13 – в;  14 – в;  15 – б;  16 – в;  17 – а;   18 – б;  19 – в;  20 – в;
        21 – в; 22 – в; 23 – б; 24 – а; 25 – б.
Далее включены задания, включающие утверждения с пропущенными словами. За верный ответ присуждается 1 балл.
        Правильные ответы:  26 – капилляров; 27 – клетка; 28 – резус-фактор;
        29 – размножению; 30 – обмен веществ.
Максимальная сумма баллов за первое выполненное задание – 30 баллов.

  Задание 2  За каждый правильный ключевой компонент ответа по вопросу дается по 1 баллу. Максимальна сумма баллов по одному вопросу – 2. Максимальная сумма баллов за выполненное задание – 10.
      
  1. Ответ. Обмен веществ, рост, размножение и передача наследственной информации (1 балл), реагирование на раздражители, способность к регенерации(1 балл).
  2. Ответ.  Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительных процессах; окисление органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для осуществления физиологических функций организма (1 балл); удаление из организма избытка углекислого газа; удаление из организма конечных продуктов обмена веществ (1 балл).
  3. Ответ Рефлекс – ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражители, осуществляемая и контролируемая ЦНС (1 балл). Рефлексы бывают безусловными (врожденными), передающимися по наследству для обеспечения жизнедеятельности организма (глотание, мигание, чихание, кашель, слюноотделение и т. д.), и условными, приобретенными в течение жизни, позволяющие организму адекватно реагировать на любые изменения среды и приспосабливаться (1 балл).
  4. Ответ. Развитие с превращением подразумевает наличие метаморфоза в жизненном цикле (личинка, куколка ) (1 балл). Без превращения – отсутствие метаморфоза (1 балл).
  5. Ответ. Вода в аквариуме содержит различные живые организмы, в том числе множество одноклеточных зеленых водорослей, которые придают изумрудный оттенок воде (1 балл). Они видны только в микроскоп (1 балл).
      
   Задание 3. За каждый правильный ключевой компонент развернутого ответа по вопросу дается по 1 баллу. Максимальна сумма баллов по одному вопросу – 4.

  1. Ответ. На глубине свыше 12,5 м при высоком внешнем давлении в крови и тканях увеличивается давление кислорода и растворяется азот, это может привести к «глубинному опьянению» – судорогам, галлюцинациям (1 балл). При медленном подъеме эти симптомы сглаживаются (1 балл), а при быстром возникает кессонная болезнь, азот в крови «вскипает», его пузырьки закупоривают сосуды, что приводит к повреждению тканей, кровотечениям, параличу, смерти (1 балл); для предупреждения этого азот в газовых смесях аквалангов заменяют гелием (1 балл).
  2. Ответ. Сходства: в строении конечностей (1 балл). Различия: в способе передвижения (1 балл), в положении тела относительно конечностей (1 балл). Различия можно объяснить разным образом жизни (1 балл).
  3. Ответ. Диабет (1 балл). В моче врачи находили сахар (1 балл). При диабете не вырабатывается достаточное количество инсулина, который позволяет усваиваться сахару  (1 балл) и переводить его в гликоген печени (1 балл).
  4. Ответ. Алкоголь нарушает нормальное функционирование головного мозга (1 балл). Алкоголь действует на двигательные центры коры (1 балл) и мозжечок (1 балл), являющийся координатором движений (1 балл).
  5. Ответ. Некоторые водоросли питаются готовыми органическими веществами (1 балл). Например, ламинария (1 балл). Водоросли способны всасывать всей поверхностью тела (таллома (1 балл)) растворенные в воде органические вещества, что способствует очищению воды (1 балл).
  6. Ответ. Наличие приспособлений для прикрепления (1 балл), особая форма тела ( маленькая головка (1 балл), часто – длинное тело, состоящее из члеников (1 балл)), отсутствие органов чувств (1 балл).
  7. Ответ. Переход от водного образа жизни к наземному – важнейший ароморфоз животного мира (1 балл). Водный и полуводный образ жизни связан с неполным выходом на сушу (1 балл), отсутствием приспособлений в кожном покрове (1 балл), размножении (1 балл).
  8. Ответ. Организм человека постепенно адаптируется к необычным условиям среды (1 балл). Орган слуха человека очень чувствителен к окружающему шуму, что требует соблюдения определенных правил (1 балл). В связи со снижением порога чувствительности органа слуха  (1 балл) в эксперименте это может в дальнейшем привести к глухоте (1 балл).
  9. Ответ. С помощью лимфообращения осуществляется отток тканевой жидкости по направлению к сердцу, возобновление состава плазмы крови, ее фильтрация и обеззараживание (1 балл). Лимфоциты, вырабатывающиеся в лимфоузлах, участвуют в иммунной защите организма (1 балл). Лимфа движется от тканей в венозную систему (1 балл), ее движению способствует сокращение стенок лимфатических сосудов, отрицательное внутригрудное давление и клапаны на внутренних стенках сосудов (1 балл).
  10. Ответ. Для компенсации давления (1 балл) и избегания контузии (1 балл), поскольку резкое изменение давления между наружным и средним ухом может привести к повреждению барабанной перепонки (1 балл). Связь между средним ухом и глоткой обеспечивается с помощью евстахиевой трубы (1 балл).
Задание 4.  За каждый правильный ключевой компонент развернутого ответа дается  по 1 баллу. Максимальна сумма баллов – 5.
  1. Ответ. Листопад — биологический процесс сбрасывания листвы растениями. В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается. Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения, не сбрасывали листву, они бы засыхали (1 балл). Второй причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега (1 балл). Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ. Учёные установили, что листья осенью содержат намного больше минеральных веществ, чем весной и летом (1 балл). Опадению листа способствует особая структура черенка: Черенок имеет на конце утолщение, позволяющее отделятся листовой пластинке вместе с черенком от ветки (1 балл). Изменение окраски связано с разрушением зеленого пигмента – хлорофилла, красновато-коричневый оттенок листу придают каротиноиды и антоцианы, а также цвет клеточных стенок (1 балл).
  2. Ответ. Мочегонные средства — средства, увеличивающие выведение из организма мочи и уменьшающие содержание жидкости в тканях (1 балл). Применяют Мочегонные средства (травы, в том числе) часто при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, печени и почек, сопровождающихся отёками (1 балл). Они могут действовать непосредственно на почки либо через другие системы организма (1 балл). В любом случае блокируются ферменты почек, регулирующие транспорт электролитов, и уменьшается всасывание воды в концевых канальцах нефронов, что приводит к увеличению выведения ионов натрия, хлора, калия (1 балл). Таким образом, количество вторичной мочи увеличивается (1 балл).

           
Максимальная сумма баллов  за  4  задания  для  8  класса –   90    баллов.















Комментариев нет:

Отправить комментарий